Рельсы- рельсы
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Ехал поезд запоздалый…
(Неизвестный автор.)
В 1825 году англичанин Дж.Стефенсон построил первую паровую тележку для езды по специально проложенным рельсам. Свою машину он назвал «Локомоушн» от латинских слов “locus”-место и “motio” движение. В России это изобретение называли по-разному. «Самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «паровая карета», «паровой экипаж» пока не появилось слово «ПАРОВОЗ», известное каждому с детства.
Многое вынесли эти машины на своих железных горбах. И Первую мировую, и Великую Революцию, и Гражданскую войну. Познали все тяготы и лишения Второй мировой и каторжный, но благостный, восстановительный труд в мирное время. Но вот настало время гонки инженерной мысли, и люди предали своих верных помощников и друзей. По всей стране стояли они, покинутые и незаслуженно забытые. Их выгнали на запасные пути, как старых кляч, но они верно продолжали нести свою ношу заводскими котельными или маневровыми локомотивами до начала 90х годов. Многие уже в наше время погибли грудами металлолома, их переправляли за рубеж на вторсырье удачливые нувориши в смутное время перестройки.
Но время все расставило по своим местам. В 1991 в Уссурийске любители железнодорожной техники из города героя Ленинграда случайно нашли на местном заводе последний выпущенный в России паровоз. Он до начала 70х бороздил необъятные просторы нашей родины в качестве пассажирского экспресса «Россия» от Москвы до Владивостока. Этот громадный трудяга доживал свои дни, вырабатывая пар для обогрева заводских цехов, неумело становившихся на новые капиталистические рельсы. Его-то первым и приобрели по цене металлолома бессребреники- умельцы из далекой Северной Пальмиры. Как и стоило предполагать, к тому времени заводские пути давно уже были разобраны, растащены и проданы новыми русскими за чужие американские доллары в близлежащий Китай на переплавку. Эта участь ожидала и трехсотысячесильного красавца - локомотива. Только из одного него можно было завалить неказистыми КИА всю Рязанскую область. Китайцы уже в предвкушении потирали руки. Но корпорация РЖД твердо сказала «нет». Пусть и пришлось заново прокладывать полуторокилометровые пути и, спасая от людской алчности, буксировать трудягу через всю страну в далекий, родной, но так и не виденный Питер.
Все начинается с малого, но дело мастера боится, и вот с помощью Министерства Путей Сообщения к 1997 году было отремонтировано и поставлено на колеса более 80 ветеранов железнодорожного транспорта. В этом же году в Петербурге на территории бывшего Варшавского вокзала открылся единственный в России и уникальный на весь мир Музей железнодорожной техники.
Много историй, грустных и веселых, серьезных и фривольных, могут рассказать эти молчаливые свидетели строительства коммунизма. Вот последний паровоз С-68 постройки 1913года. Всего было выпущено более 900 таких машин. Именно они перевозили из Петрограда молодое советское правительство на обустройство в новую столицу город - герой Москву. По легенде именно этот экспонат привез «траурный поезд» с телом вождя мирового пролетариата В.И. Ленина в январе 1924г на Павелецкий вокзал с Ленинских горок.
Или паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский, названный «колоссом индустриализации». Он выпускался вплоть до первого года Великой Отечественной Войны на Ворошиловградском паровозостроительном заводе и по праву считался самым мощным в то время локомотивом. Несколько паровозов досталось фашистам, но покататься на них оккупантам не удалось. Вес в 137 тонн не позволял ходить по легким временным дорогам, прокладываемых на скорую руку немецкими захватчиками взамен разбомбленных авиацией или подорванных советскими партизанами железнодорожных магистралей СССР.
Примечательна железнодорожная платформа с 305 – миллиметровым артиллерийским орудием, демонтированным с царского линкора «Императрица Мария». Это ВОЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ верно служило в финскую войну, защищая советскую военно-морскую базу на полуострове Ханко и снятое с вооружения российской армии только лишь в недалеком 1992.
Есть в музее под открытым небом и настоящие раритеты. Это трофейные или поставленные по ленд-лизу локомотивы из Канады, США, Германии, Франции, Италии, Австрии и других стран. Практически все паровозы на ходу, и если вдруг грянет набат они, как прежде, пробудившись, весомо протрубят по- стариковски насмешливо, спустят пар, глядя на ракеты и отвезут русские пушки и лошадей на сколь угодно далекое вам расстояние.
Приятного просмотра!
Дорогие мои. хыхыхы ©
Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1953 г. Паровозы 9П предназначались в очновном для работы на подъездных путях промышленных предприятий. Использовались также локомотивными депо на сортировке составов, т.к. благодаря небольшой длине хорошо подходили для работы на поворотном круге. Из-за характерного гудка получили ласкательное прозвище «Кукушка». Строились в 1936-1957 гг. Поступил в музей из локомотивного депо ст. Дно.
Построен Ворошиловградским паровозостроительным заводом им. Октябрьской Революции в 1953 г. Работал на Московско - Рязанской и Северной железных дорогах до 1982г. Использовался в качестве котельной предприятия «Комиавтострой». Доставлен в музей из г.Сыктывкар в 1996г.
Построен заводом Флоридсдорф (Австрия) в 1943г. для фашистской Германии. Поступил в СССР в качестве военного трофея. Переделан с заподноевропейской (нормальной) на широкую колею на заводе Бухарест-Гривца (Румыния) в 1950г. Работал на Одесско-Кишеневской, Литовской, Белорусской ж.д. Поступил в музей из депо Лунинец в 1993г.
Построен заводом «Красное Сормово» им. А.А.Жданова в 1950г. Работал только на Октябрьской ж.д. в депо Дно, Ленинград-Сортировочный Витебский, Великие Луки, Новгород. Использовался с 1976 г. В качестве котельной на асфальтобетонном заводе в поселке Прибрежный Калининградской обл. Поступил в музей в 1992г.
Построена на Николаевском государственном заводе им. А. Марта в 1938 г. Всего было построено 3 установки данного типа, при этом использованы бортовые орудия демонтированные с линкора «Императрица Мария». Участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. С июня по декабрь 1941г. Принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии заново восстановлены финскими специалистами с использованием орудий русского линкора «Александр III». Состояли на вооружении до 1991 г., списаны в 1999г. Переданы в музей в феврале 2001г.
Построен Харьковским заводом им. Коминтерна в 1938г. Первоначально был оборудован вентиляторной тягой и тендером – конденсатором. Работал на Западной, Южно- Уральской, Рязано- Уральской, Октябрьской железных дорогах до 1963 г. Передан музею с базы Зеленогорск в 1991 г.
Построен Невским механическим и судостроительным заводом в 1913 г. Для Северо-Западных ж.д. Сохранился в единственном экземпляре. Исключен из инвентаря МПС в 1960 г. И использовался в качестве котельной на московском заводе железобетонных изделий. Реставрационный ремонт, не имеющий аналогов в отечественной практике по сложности и объемам, произведен в депо Ховрино Октябрьской ж.д. (г. Москва) в 1982-1983 гг. Котел и рама были впаяны в бетон фундамента котельной. Первоначально восстановлен как С 245, который планировали водрузить в музее В.И. Ленина в Москве. Передан в коллекцию Всероссийским обществом железных дорог в 1997г.
В 1921 – 1924 гг. по советскому заказу в Германии было построено 1200 паровозов серии Э, получивших советские обозначения Э2 (700шт) и Эш (500 шт) Паровоз Эш 4444 построен в г. Гольм в 1922г. В годы войны входил в состав паровозов особого резерва и эксплуатировался в прифронтовых линиях. Поступил в музей с испытательного центра ВНИИЖТ ст. Щербинка в 1997г.
Один из старейших экспонатов музея.
Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935г. Во время Великой Отечественной Войны бронеплатформы, оснащенные пушками или пулеметами, использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации. Поступила в музей из путевой машинной станции Бологое в 1987г.
Выпущен в 1943 г. Паровозы серии Эр 750 построены Коломенским заводом в 1943-44 гг. в количестве около 22 шт с использованием котлов пассажирских паровозов Су, постройка которых была завершена в связи с началом Великой Отечественной Войны в 1941г. В дальнейшем послужил прототипом для многочисленных паровозов Эр послевоенной заграничной постройки. Поступил в музей с испытательного кольца ВНИИЖТ ст. Щербинка в 1997г.
Построен заводом «Красное Сормово» в 1934г. Поступил в музей из депо Ржев Октябрьской ж.д. в 1987г.
Паровозы ФД (Феликс Дзержинский), построенные в 1932-1941 гг. в количестве около 3211 шт, были самыми мощными грузовыми паровозами СССР серийной постройки. Паровоз ФД 20-1103 построен Ворошиловградским заводом им. Октябрьской революции в 1936 г. В годы войны эксплуатировался как ФДр (разгруженный) с двуосной поддерживающей тележкой под топкой для уменьшения нагрузки на путь. Приобретен музеем у Промкомбината №55 Минобороны Москва Шереметьево в 1991 г.
Построен заводом Шварцкопф (Германия) для СССР в 1928г Работал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе. Поступил в музей в 1993г. Уникальный экспонат. Сохранился в единственном экземпляре.
Построен в 1943 г. Для финских железных дорог. Паровозы этой серии были самыми многочисленными среди трофеев после войны, основное место службы- Октябрьская ж.д. в 1948-1958 гг. В СССР обозначались К 5, что соответствовало финскому обозначению серии до 1942г. Передан в дар музею Финскими ж.д. в 1998 г.
В период с 1945 по 1955г Коломенским, Ворошиловградским и Брянским заводами построено 4199 шт. паровозов этой серии. Это был самый распространенный локомотив паровозного парка СССР. За свою надежность и простоту в управлении и обслуживании получал множество ласкательных кличек от благодарных железнодорожников страны. Паровоз Л 2298 построен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953г. В честь XII съезда ВЛКСМ. Передан музею локомотивным депо Рославль в 2000г.
Построен Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В.Куйбышева в 1956г. Последний пассажирский паровоз, построенный в России. Работал на Куйбышевской, Северной, Дальневосточной ж.д. С 1982 г. Использовался в качестве котельной на заводе «Дальводреммаш» в г.Уссурийск. Доставлен в музей в 1992г.
Построен Красноярским паровозостроительным заводом в 1948г. К юбилею 30-летия ВЛКСМ. Работал на Пермской, Октябрьской ж.д. Поступил в музей из депо Малая Вишера в 1992г.
Бонус.
На сладкое:

17.03.2008 07:06:21
Комментарии : 7
- Александр Махнёв | статус: прозаик
ну што магу сказать... щас не по теме: ресурс был при смерти. да здравствует ресурс! аборигены зажигают)) 17.03.2008 18:47:06
|
я разворошу этот муравейнег!
шалом,бро! 17.03.2008 19:43:16
|
- brother-dubi | www
| статус: автор
Поддерживаю. Классно. Урюк - молодчина. 17.03.2008 22:22:18
|
- plasticrat | статус: автор
Заливисто (по-конски) ржу и, возможно, начинаю проектировать
Даосско-буддискую мобильную печку локалхостаТМ.
Кстати, до недавнего времени (летом еще присутствовал) где-то в районе "Студенческой" во дворе идущего под снос предприятия (рядом Мордва-Ссите aka Москва-Сити, хуле ж) находился тоже некий паровозобразный гешефт. Причем, как могло показаться при взгляде на демонтаж зданий, паровоз, сцуко, разозлился, сошел с рельсов, все порушил к ебеням, на чем и успокоился, выпустил пар... 18.03.2008 01:40:31
|
plasticrat,хулеж фоту не шлешь? 18.03.2008 02:57:44
|
Я всегда, бруда, догадывался, что ты за ЛОКО болеешь, просто в СПб шифроваться приходится /там же все зенитчеги, за неимением ничего боле/... Молодца, так держать!
А если серьёзно, то опять МАЛАДЦА! 18.03.2008 11:57:16
|
- Максим Бланк | статус: автор
Урюк - монстр питерского поровозодвижения.
Культ жив! 29.05.2008 23:45:07
|
|
|
|