 Я совершенно случайно зашел в «Старую книгу» и в стопке с незабвенными произведениями макулатурной литературы времен застоя увидал книжку из серии «Человек труда» автор Олег Куваев «Территория». Издательство Лениздат 1982 г. Я как-то случайно прочитал её в вашем интернете. Сказать что «афтор не мудак, креатиф не гавно», — не сказать ничего. Кто подумал, что сейчас речь пойдет об вашем MTV — сразу идет на хуй. Без комментов. Книга стоила три (sic!) рубля. Со свойственным мне спокойствием, я с дрожью в голосе поинтересовался: « Не очепятка ли вышло? Может таки трицак?» Продавщица безапелляционно ответила: «Нет!» и выбила чек на три рубля. Ну вы понимаете, даже ленивый, скупой полный придурок- купит книжку из серии «Человек труда» за три рубля. А потмо будет издевацо и подтирать своим, якобы, конторкультурным друзьям зад. Но! Олег Куваев не из таких! Он прожил недолго и написал немного. Парадокс в том, что человек ничего не придумывал, а просто описывал ту жизнь, которую жил. По профессии Куваев — профессиональный геолог. В 1957 году, еще не окончив геологоразведочного института, поехал на Чукотку. «Главное-это работа. Остальное сопутствующие явления»: — писал он. Работа у него была, что ни на есть мужская. С рюкзаком за спиной, винчестер через плечо, такие как Куваев, — разведывали золото для советской страны. Дабы строились и выводились на орбиту все более могущественные спутники, чтобы «дядя Сэм» подспускал капельки мочи в звездно-полосатые штаны от вида наших стратегических бомбардировщиков. Тема золотоискателей подробно описана у всем известного автора Джека Лондона. НО! Джек Лондон, поверьте мне, нервно курит, по сравнению с Куваевым. Тем паче, что герои Лондона люди хоть и недюжинной моральной и физической силы были все-таки по-хорошему капиталистами-единоличниками. То есть, думали в первую очередь о теплом месте для своей жопы. Герой Куваева тоже одиночка, но он действует в интересах общества. У меня вообще сложилось впечатление, что этот, к сожалению, единственный роман писателя — своеобразный гимн одиночеству. Как он проскочил в те года в печать, в эпоху повального коллективизма, для меня — загадка. Предваряет роман всестороннее описание предмета, подборка суждений о природе золота из всевозможных источников. Тут и библия тут и средневековые арабские историки. Этот документализом не просто дань моде, а нить в ткани художественного произведения. В ней содержится затерявшаяся средь громких имен замечательная сентенция неизвестного шурфовшика: «Металл он металл и есть. Но это глупый металл. Из железа паровоз или трактор или башню какую. Из алюминия самолет или провод. А из этого сплошная судимость» Понятно, что здесь другое, нежели в лондоновском «Клондайк». Золото для этих людей не наваждение, из-за которого теряют голову и предают друга. Помните «Особый старательский». Это хоть и фантастика, но и Роберт Шекли не далеко «ушел от народа» © У Куваева же это просто работа. Искренность Куваева, сродни документализму Шаламова, но отмечу что Куваев, не просто замечательный рассказчик. Сразу видно, что он повидал все это не в пердедаче «Последний герой». Для героев «Территории», Север-край суровый, но дорогой и прекрасный. Они не завоеватели, как у Лондона, а хозяева, обживающие свою землю. Только человек, влюбленный в свою работу и эти места мог воскликнуть: « Прекрасна страна желтой тундры, темных гор и блеклого неба. Прекрасно одиночество рекогносцировщика средь неизученных гор и долин!» В центе повествования фигура всевластного начальника Территории Чинкова-Будды, как прозвали его за монументализом и молчаливость. Не терпящий словесного онанизма, работающий до упаду, и заставляющий остальных вкалывать, как и он. Только такой человек может буквально заставить найти золото на уже казалось бы — бесперспективной территории. Но на его стороне знание, сила, и конечно же интуиция и определенная везучесть. Поиск золота это как игра в бридж. « Истинного поисковика может дать лишь сочетание профессора и шамана» © С другой стороны образ Гурина. Этакий «роллинг стоун». Внешне он сверхсовременен. Эпатажен. Начиная от знания нескольких языков, бутылочки « Мартель» заканчивая слаломными лыжами «Фишер» (это в те годы то!) и безукоризненным ироническим «вы» в сторону начальника партии Баклакова. «Самое главное-держать дистанцию и лавировать. Соблюдай правила судоходства в оживленных местах» © И в конце концов читатель видит, насколько «оживленное» место тот край, где по легенде гнездится розовая чайка. Эгоисты там не выживают. Высшая добродетель в тундре- терпение и осторожность. Однако автор, как правило, избегает давать свои характеристики героям. В случае с Гуриным он передоверяет за себя говорить Будде, не Чинкову, а истинному Будде Гаутаме. «Серьезные не умирают. Серьезность — путь к бессмертию. Легкомысленные же — подобны мертвецам» © Однако же, чтоб далее не ебать мозг уважаемому фтыкателю, под занавес, приведу последние строки из этого поистине незаслуженно забытого произведения. «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все это время? Довольны ли вы собой?» И еще: напоследок из последнего (с. ю.), что успел сдать в издательство этот Человечище, была повесть «Каждый день, как последний» Он так и жил. Фтыкайте! |